Самооценка ребёнка дошкольного возраста

САМООЦЕНКА – ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ САМОЙ СЕБЯ, СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, КАЧЕСТВ И МЕСТА СРЕДИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.

Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

В. А. Сухомлинский 

Держитесь подальше от тех людей, которые пытаются уменьшить вашу значимость. Так всегда поступают маленькие люди. А действительно великие внушают вам чувство, что вы тоже можете стать великим.

Марк Твен

Самолюбие не так заслуживает осуждения, как недостаток самоуважения.

Уильям Шекспир

Самооценка является компонентом Я – КОНЦЕПЦИИ

Она определяет характер социального поведения человека, его активность, потребность в достижениях, постановку целей и продуктивность деятельности. Поэтому многие учёные согласны с тем, что самооценка является если не ядром личности, то, по крайней мере, одним из важнейших личностных образований.

Американский психолог У. Джеймс предложил формулу для самооценки:

САМООЦЕНКА = УСПЕХ/УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ – уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий.

УСПЕХ – факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний.

Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Признаки завышенной самооценки:

«Я САМЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ»,

«Я ЛУЧШЕ ВСЕХ».

Признаки заниженной самооценки:

НЕ УВЕРЕН В СЕБЕ, ЗАСТЕНЧИВ, НЕРЕШИТЕЛЕН.

Признаки адекватной самооценки:

АДЕКВАТНОЕ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА «Я».

САМООЦЕНКА СВЯЗАНА С САМОУВАЖЕНИЕМ.

От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны:

  • кто я такой;
  • чего ждут от меня другие;
  • в чем совпадают и расходятся наши интересы.

Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они уравновешенны, не агрессивны, независимы.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ:

  • Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать… подметать». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях. С переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых, начинается невротическое развитие ребенка.
  • Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а, следовательно, и неадекватную заниженную самооценку и уровень притязаний.
  • Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.
  • Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются с одной стороны, психотравмирующими, а с другой — формируют негативизм, эгоизм, зависть.
  • Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи, без снижения самооценки.
  • Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации исходила из его возможностей.
  • В отношениях к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


1. Анализировать личность ребенка и учить этому его. То есть, нужно ребенка оценивать положительно, даже его не значительные помехи, кроме этого, учить его оценивать себя, сравнивать с образцом, выявлять причины неудач и искать пути их преодоления. И, естественно, при этом прививать ему уверенность, что у него получится.
2. Необходимо создавать условия для всестороннего общения ребенка с другими детьми, взрослыми. Помогать решать трудности в общении.
3. Больше разнообразной деятельности, чтобы ребенок был включен в самостоятельную деятельность и получал определенный опыт. Тем самым у него будет возможность проверить свои возможности и способности, расширятся представления о себе.
4. Важно, чтобы ребенок рос в атмосфере бережного отношения к его способностям. Чтобы родитель был заинтересован в их формировании и развитии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *