САМООЦЕНКА – ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ САМОЙ СЕБЯ, СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, КАЧЕСТВ И МЕСТА СРЕДИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.
Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
В. А. Сухомлинский
Держитесь подальше от тех людей, которые пытаются уменьшить вашу значимость. Так всегда поступают маленькие люди. А действительно великие внушают вам чувство, что вы тоже можете стать великим.
Марк Твен
Самолюбие не так заслуживает осуждения, как недостаток самоуважения.
Уильям Шекспир
Самооценка является компонентом Я – КОНЦЕПЦИИ
Она определяет характер социального поведения человека, его активность, потребность в достижениях, постановку целей и продуктивность деятельности. Поэтому многие учёные согласны с тем, что самооценка является если не ядром личности, то, по крайней мере, одним из важнейших личностных образований.
Американский психолог У. Джеймс предложил формулу для самооценки:
САМООЦЕНКА = УСПЕХ/УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ – уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий.
УСПЕХ – факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний.
Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая притязаний, либо повышая результативность своих действий.
Признаки завышенной самооценки:
«Я САМЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ»,
«Я ЛУЧШЕ ВСЕХ».
Признаки заниженной самооценки:
НЕ УВЕРЕН В СЕБЕ, ЗАСТЕНЧИВ, НЕРЕШИТЕЛЕН.
Признаки адекватной самооценки:
АДЕКВАТНОЕ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА «Я».
САМООЦЕНКА СВЯЗАНА С САМОУВАЖЕНИЕМ.
От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны:
- кто я такой;
- чего ждут от меня другие;
- в чем совпадают и расходятся наши интересы.
Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они уравновешенны, не агрессивны, независимы.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ:
- Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать… подметать». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях. С переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых, начинается невротическое развитие ребенка.
- Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а, следовательно, и неадекватную заниженную самооценку и уровень притязаний.
- Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.
- Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются с одной стороны, психотравмирующими, а с другой — формируют негативизм, эгоизм, зависть.
- Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи, без снижения самооценки.
- Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации исходила из его возможностей.
- В отношениях к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Анализировать личность ребенка и учить этому его. То есть, нужно ребенка оценивать положительно, даже его не значительные помехи, кроме этого, учить его оценивать себя, сравнивать с образцом, выявлять причины неудач и искать пути их преодоления. И, естественно, при этом прививать ему уверенность, что у него получится.
2. Необходимо создавать условия для всестороннего общения ребенка с другими детьми, взрослыми. Помогать решать трудности в общении.
3. Больше разнообразной деятельности, чтобы ребенок был включен в самостоятельную деятельность и получал определенный опыт. Тем самым у него будет возможность проверить свои возможности и способности, расширятся представления о себе.
4. Важно, чтобы ребенок рос в атмосфере бережного отношения к его способностям. Чтобы родитель был заинтересован в их формировании и развитии.