От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке
Возвращаются скворцы –
Работяги и певцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
Уважаемые родители!
Вот и закончилась зима со своими морозами и холодами, наступила долгожданная весна и всё изменилось: горячее солнце отогревает город, журчат весёлые ручейки. Само сердце радуется вместе с природой. Это чувство знакомо всем нам, и так хочется разделить его с самым дорогим человеком – своим ребёнком. Побеседуйте с ним об этом времени года. Вспомните весенние месяцы: март, апрель, май. А запомнить весенние месяцы ребенку поможет стихотворение:
Март, апрель и май зеленый
Дарит листья липам, клёнам.
Просыпаются сады.
Распускаются цветы.
Первый месяц, март, на Руси называли “протальником”, “капельником”. Спросите у ребенка, догадывается ли он откуда эти названия. Если нет объясните. В это время ночи еще морозные, но днем солнышко припекает, на крышах появляются сосульки. Звенит капель. Снег рыхлеет, становится серым. Появляются первые проталины. В этом месяце прилетают перелетные птицы: грачи, скворцы, жаворонки, трясогузки. В народе говорили: “Февраль силён метелью, а март – капелью”. Март месяц любит куролесить: морозом гордится и на нос садится”.
Обсудите с ребенком пословицы. Объясните их смысл.
Загадайте загадки:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает –
Когда это бывает? (Весной)
Что вниз вершиной растет? (Сосулька)
Прочитайте с ребенком рассказ В. Сухомлинский “Весенний ветер”. Стихи: Ф. Тютчев
“Зима недаром злится”, Е. Серова “Подснежник”.
В старину месяц апрель называли
“снегогоном”, “солнечник”, “водолей”. Обсудите с
ребенком эти названия. Апрель месяц большой воды, пора освобождения от снега и
льда. С полей снег почти сошел, но ещё лежит в затемненных местах в лесу. Н а
деревьях набухают почки. Расцветают первые весенние цветы, появляются шмели и
пчелы. В апреле прилетают перелетные птицы: журавли, гуси, дрозды. О
нем в народе говорят:
“Апрель с водою – май с травою.”Ручьи в апреле землю
пробуждают.”
“Земля в апреле теплеет, воды разливаются”
Обсудите с ребенком пословицы. Объясните их
смысл.
Прочитайте
с ребенком стихотворение Ф. Тютчева “Весенние воды.”
Май последний месяц весны. На Руси месяц
называли “травень”.
Спросите у ребенка, догадался ли он откуда это
название. Май самый зеленый месяц года. Весна одевает природу в новые чистые
одёжки, радостно щебечут птицы. На земле быстро прорастает трава, из почек на
ветвях деревьев прорываются молодые листочки, каких – то несколько дней и лес
не узнать – шумит листвой. В этом месяце зацветает черемуха, а за ней сирень и
рябина. Месяц роста травы и зелени так и назвали – “Травень”. В
начале месяца прилетают ласточки.
Самыми последними прилетают стрижи. Об этом месяце в народе говорят:
“Май леса наряжает, лето в гости ожидает”.
“Дождь в мае лишним не бывает”.
“Ай, ай, месяц май – и тепел, да холоден”.
Обсудите с ребенком пословицы. Объясните их
смысл.
Прочитайте с ребенком стихотворение Е. Серова “Ландыш”. Рассказы Н. Сладков
“Весение радости”, М. Пришвин “Золотой луг”.
Гуляй да присматривайся:
Какой снег быстрее тает – чистый или грязный? (грязный. потому что он
темный. Темные цвета поглощают больше солнечных лучей).
Кто раньше прилетает к нам – стрижи или ласточки? (Ласточки).
Весной или летом цветет сирень? (Весной: лето считается со времени отцветания
сирени)
Весной происходит очень много интересных изменений в природе, и будеточень полезно, если вы покажите их малышу. Остановитесь, взгляните на то, что окружает вас повсюду, и фантазия сама подскажет, как стать участником всеобщей радостной суеты. Куда посмотреть, что поднять, к чему прислушаться. Это разовьёт в нём любознательность, фантазию, илюбовь к природе.
Чем же занять ребенка на прогулке весной?
1. «Посчитай птиц». Весной природа оживает. И даже если листочки еще не успели появиться на свет, то птицы уже начали радоваться теплу и запахам, которыми богат весенний воздух. С ребенком, который умеет считать, можно поиграть в такую игру: кто заметит больше птиц за время прогулки. Закончить игру можно следующим образом: покормите птиц пшеном или специальным кормом .
2 «Пускаем солнечных зайчиков». Если погода солнечная, не забудьте прихватить с собой зеркальце. Малыш будет рад сделать день еще более солнечным, пуская солнечные блики на дома и деревья. Выберите какую-нибудь отдаленную цель и потренируйтесь, кто сможет запустить зайчика так далеко.
3 «Пускаем пузыри … в плавание!» Пускать в плавание по лужам можно не только кораблики, но и мыльные пузыри. На воде они будут держаться дольше и переливаться всеми красками. Наблюдение за такими пловцами – сплошное удовольствие.
4 «Ищем первые признаки весны». Вооружитесь фотоаппаратом и отправляйтесь на поиски весны. Первые набухшие почки, оживленные пташки – все это первые знаки того, что весна уже близко.
5 «Рисуем на асфальте». Если асфальт сухой, самое время достать цветные мелки и нарисовать приглашение весне: солнышко, цветы и травку. Возможно, это ускорит приход тепла!
6 «Охота за словами и буквами». Если ребенок знает буквы, можно поиграть в игру, где ребенок и взрослый ищут вокруг предметы, которые начинаются на выбранную букву. Можно выбрать разные буквы. Например, Вы ищите слова на букву «а», а ребенок – на букву «м». Кто найдет больше предметов?
7. «Развиваем скорость и координацию». Эта игра очень известна. Правила просты: дети становятся между двумя ведущими, их цель – выбить игроков из центра с помощью мяча. Мяч лучше всего брать надувной, чтобы не повредить детей. Берите мяч побольше, тогда задача малышей существенно усложнится, а риск травм уменьшится.
8 «Развиваем равновесие». Для этого упражнения нужно поставить двух детей напротив друг друга на расстоянии 2-3 детских шагов. По сигналу, один стоя на одной ноге, вытянув ладони должен ударить по ладоням другого малыша. Суть игры – вывести из равновесия соперника. Тот, кто первый коснётся земли – проигрывает.
Чем же занять ребенка дома, если погода хмурится?
В небе висит радуга, дожди сменяются солнечными улыбками несколько раз в день, а мы играем и на улице и дома.Наблюдаем, как из почек распускаются зеленые листочки. Выращиваем на подоконнике свой маленький огород. Сажаем зелень к столу: укроп, петрушку и салат:
Выращиваем на окне Ежика.
Засыпаем землю, смешанную с семенами газона, в капроновые колготы (на месте головы семена не добавляем), перевязываем ниточкой нос, глаза вырезаем из полиэтиленового пакета и крепим булавками с цветной головкой (зрачки). Часто поливаем и ждем. А потом можно даже постричь:
Огород на окне очень радует вашего ребенка, дает возможность почувствовать свое умение, свою значимость. Но главное в это светлое время года все-таки прогулки, игры, спортивные упражнения…
Игры на свежем воздухе – всегда весело и увлекательно!
Играйте со своим ребенком — это укрепляет взаимосвязь между родителями и детьми, а также способствует созданию более надежных доверительных отношений в семье. О том, что «солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», мы помним с детства. Дело за малым – сделать так, чтобы и наши дети росли в окружении этих «товарищей» с самых первых дней!