Профориентация дошкольников – путь к успеху

У меня растут года,
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем же заниматься?

Целью ранней (детской) профориентации в дошкольном учреждении является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения дошкольника в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.

«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра – это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, … быть капитаном, врачом и т.д.»  А.Г. Асмолов

Старший возраст – это период систематизации полученных на предыдущих этапах знаний. На этом этапе дети расширяют свою базу знаний о технике, которая помогает выполнять ту или иную работу, а также получают более обширное представление о материальных и не материальных результатах труда. Примерно в 5-6 лет дети знакомятся с творческими ​профессиями.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:  

– словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);  

– наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);  

– практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);  

– игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).  

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Исходя из возрастных особенностей детей можно организовать экскурсии в медицинский кабинет, прачечную, библиотеку, школу, магазин, аптеку, на работу к родителям. 

У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером!

Чтобы расширить представления детей о профессиях в детском саду широко используются встречи с родителями разных профессий.

Одна из таких встреч прошла в нашей группе. В гости к ребятам пришла мама – дизайнер корпусной мебели.  Дети с большим интересом слушали информацию об удивительном мире дизайна, где был использован монолог и художественное слово. Были представлены разнообразные образцы и материалы для дизайна мебели, которые ребята рассматривали, сравнивали, анализировали. Затем дети самостоятельно занимались оформлением комодов в виде аппликации. Встреча получилась очень интересной и познавательной.   

Материал подготовила Албатовская Г.А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *