Музыкальные пальчиковые игры

как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников (по методике Железновых)

Пальчиковые игры – один из наилучших способов провести время с вашим ребенком с максимальной пользой. Эти игры хорошо развлекают ребенка, а заодно развивают мелкую моторику и речь.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

Почему с музыкой лучше?

Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. В ходе пальчиковых упражнений, музыка оказывает влияние на повышение качества выполнения движения: улучшаются выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость.

Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии в различным ритмическим рисунком музыкального произведения.

Благодаря музыке или пению, можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также акцентирование сильных долей. Начинают их выполнять в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается, и соответственно ускоряется темп выполнения упражнения. Очень хорошо, если при этом вы еще и поете. Упражнения выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком:

  • Во время пальчиковых игр садитесь друг напротив друга так, чтобы лица взрослого и ребёнка были на одной высоте и малыш видел, как вы поёте, а вы видели его лицо.
  • Для ребёнка до 3 лет хорошим результатом будет умение выполнять правильные движения пальчиками в то время, когда поёт взрослый или под фонограмму, поэтому для проведения пальчиковых игр с малышами не следует выбирать те, в которых темп слишком быстрый для ребёнка.
  • Выбирайте песенки в среднем или медленном темпе.
  • На первоначальном этапе активно помогайте малышу выполнять движения правильно, разучивайте игру без музыки (подпевая или проговаривая нараспев).
  • Когда ребёнок усвоит упражнение – сокращайте свою непосредственную помощь, но продолжайте выполнять все действия вместе с ним (сидя напротив).
  • Перед игрой с ребёнком обсудите её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • На начальном этапе разучивания игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением, пропевая текст вместе со взрослым, а затем и самостоятельно.
  • Начиная с нескольких упражнения, постепенно добавляйте новые. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию ребенка.

В пальчиковые игры можно и нужно играть с ребенком уже с самого раннего возраста, постепенно усложняя речевой и двигательный материал игр, переходя от крупных движений кисти руки к более мелким и изолированным движениям пальцев, обращая внимание на четкость и интонационную выразительность речи, ее ритмичность, согласованность с движением и музыкальным сопровождением

Методика Железновых

Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира.

Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к занятиям. Опыт показывает, что занятия по методике Сергея Железновых оказывают благоприятное воздействие на:

• физическое развитие ребенка,

• формирование умения распределять внимание в процессе деятельности,

• гармоничное эмоциональное развитие ребенка,

• развитие воображения и творческой фантазии,

• формирование благоприятного эмоционального микроклимата в семье,

• формирование музыкальных способностей,

• а также являются профилактикой неврозов и комплексов (игротерапией).

Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:

1. Взрослый сам выполняет движения – ребёнок смотрит.

2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка.

3. Ребёнок выполняет движения своими ручками. 

Никогда не следует принуждать ребёнка играть. Если игра понравится малышу, он будет пытаться участвовать, просить повторения. Если ребёнок показывает движения по-своему, его не следует исправлять. Наоборот, пусть он покажет другим, как, например, прыгает его зайчик.

Такая демонстрация особенно полезна для ещё неловкого и стеснительного ребёнка. Главное, чтобы малыш порадовался своему успеху.

В целом, дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.

Тексты упражнений – весёлые и яркие, являются подсказкой к заданным движениям, легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают его на игру. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.

Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создаёт благоприятную атмосферу для занятий.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Обезьянки (музыкальная композиция – слушать)

Обезьянки вышли погулять,Выполняют движение “фонарики”
Обезьянки стали танцевать,
Но одна из них ушла домой поспать
Сжимают и разжимают кулачки
Ладони прижимают друг к другу,
кладут под щёчку (”спят”)
Потому что надоело танцевать.Выполняют стряхивающие движения кистями рук (как будто стряхиваем водичку)

Вот маленькая мышка (музыкальная композиция – слушать)

Вот маленькая мышка
По городу бежит,
Бегут пальцами обеих рук по столу или
коленям.
Глядит ко всем в окошки,Сложив пальцы рук круглым окошечком,
заглядывают в него
И пальчиком грозит:
«А кто не лёг в кроватку?
Грозят пальчиком
Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).
А кто не хочет спать? Переворачивают руки на другой “бок”.
Такого непослушного
Я буду щекотать!»
Щекочут пальчиками то одну, то другую
ладошку.

Паучок(музыкальная композиция – слушать)

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.


Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки



Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик)
Солнце стало пригревать,
Хлопок ладонями по столу/коленям
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками
Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
”Паучки” ползают на голове

Пчёлки
Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). “Улей” прижат к “ёлке”

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Дети заглядывают в “улей”
Надо в дом постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
Стучат кулаками друг о друга,
чередуя руки
Стали вдруг вылетать:
Раз два, три, четыре, пять!
Разводят руками, растопыривают
пальцы и шевелят ими (пчёлки
летают)

Пальчики
(В соответствии с текстом, дети поочерёдно сгибают и разгибают один из пальцев, при этом стараясь не шевелить остальными.)

Вот это самый толстый пальчик у меня,
Сгибают и разгибают большой палец
Вместе с ним танцуют все его друзья. Сжимают и разжимают кулачки
Этот самый ловкий пальчик у меня
И, когда танцует пальчик,
с ним танцуют все друзья.
Указательный палец
Вот этот самый длинный пальчик у меня,
Вместе с ним танцуют все его друзья,
Средний палец
А вот этот пальчик лодырь у меня,
Но, когда танцует пальчик,
с ним танцуют все друзья.
Безымянный палец
А этот пальчик-мальчик лучший у меня,
Вместе с ним танцуют все его друзья.
Мизинец
Все мои пять пальцев дружная семья, Выполняют движение “фонарики”
И, когда они танцуют, танцую с ними я Хлопки в ритме текста

Поросята
(музыкальная композиция – слушать)
(Дети по очереди “идут” по столу каждым из пальцев обеих рук)

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял
мизинцы
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. безымянные
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
”фонарики”
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю сжимают и разжимают кулачки
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, средние пальцы
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. указательные пальцы
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю ”фонарики”
Этот толстый поросёнок – лежебока и нахал, большие пальцы
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. рука сжимается в кулак,
большой палец зажимается внутрь

ЧЕРВЯЧКИ
(музыкальная композиция – слушать)
Ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы)

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять.
Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)
Вдруг ворона подбегает
Головой она кивает,
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз
Каркает: “Вот и обед !” Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх
Глядь – Разводим руками
а червячков уж нет! Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *