Свободное воспитание: плюсы и минусы

В 21 веке возобновился интерес к воспитанию детей свободой. По всей Европе и в ряде городов России открываются развивающие центры, сады и школы по этой методике. Одни считают, что свободное воспитание портит детей, другие — что расширяет границы возможностей ребенка. Принимая ту или иную сторону, хорошо бы ознакомиться с обеими. Порой результат превосходит ожидания, а иногда на исходе получаем далеко не то, что хотелось бы. Рассмотрим сильные и слабые стороны либерального воспитания. 

ПЛЮСЫ

Отсутствуют шаблоны и стереотипы.

Нет уравниловки, навязанной модели поведения: что и как должен делать. Ребенку не прививают стадного чувства «Быть как все!». На него не воздействуют общины, индивидуумы с ложными убеждениями и субъективными оценками. У маленького человека формируется личная позиция, видение мира и собственное мнение.

Доверительные отношения.

В семье, где нет принуждения, а слабости и недостатки воспринимают как особенности характера, царит дружеская атмосфера, теплые отношения и полное доверие. Здесь нет секретов, недопонимания и обид.

Свобода выбора.

Ребенок сам определяет режим дня и досуга, сколько ему кушать и когда ложиться спать, чем заниматься и какие кружки посещать. Нет давления. Малыш свободен в своих предпочтениях и выбирает собственный путь развития. Таким людям в будущем проще найти свое предназначение в жизни, ведь они с детства приобретают опыт самостоятельных решений. Знают свои склонности и чего хотят.

Открытость и коммуникабельность.

Дети, воспитанные свободой, открыты миру. В любой ситуации чувствуют себя уверенно. Имеют обширный словарный запас и не стесняются выражать собственную точку зрения. Активно участвуют в выступлениях, диспутах, соревнованиях. Достаточно амбициозны и инициативны, что не остается незамеченным. Им будет проще завоевать признание общества и пробиться по карьерной лестнице.

Развитие творчества.

Это возможность самореализоваться. Снятие границ и запретов, ликвидация навязанного выбора позволяет в полной мере раскрыться способностям. Ребенок самостоятельно определяет свои увлечения и интересы, открыто проявляет творчество. Свободно развиваются задатки заложенные природой. Ответственность.

Свобода выбора обязует детей с раннего возраста нести ответственность за неправильное поведение и ошибки. Ребенок учится взвешивать решения, думать наперед, видеть последствия, решать проблемы самостоятельно. Это бесценный опыт. В будущем он не станет перекладывать вину на плечи другого, не впадет в депрессию при малейшей неудачи и найдет выход из любой ситуации.

Индивидуальный подход и уважение.

Каждый малыш воспринимается как уникальная личность. Взрослый прислушивается к мнению и желаниям маленького человека. Методы воспитания и воздействия на ребенка подбираются индивидуально, учитывая особенности характера.

Нет насилия.

Ребенка ни к чему не принуждают. Воспитание свободой предполагает отсутствие каких-либо наказаний, наставлений, поучений. У малыша формируется положительное отношение к окружающим его людям. Не видя жестокости и насилия, он сам не станет ее проявлять.

Здоровая психика.

Положительный психологический климат и дружеская атмосфера создают благоприятную почву для нормального развития детской психики. Ребенок огражден от запретов, криков, наказаний. Его не тревожат агрессия, нервозность, страх. Малыш растет эмоционально уравновешенным.

Высокая самооценка.

Участие в семейных делах, возможность высказывать личное мнение повышает чувство собственного достоинства, значимости. Развивается здоровая самооценка. Такие дети уверены в себе, целеустремлённые, нацелены на успех. У них отсутствуют внутренние запреты и преграды. Именно этот фактор позволяет продвигаться вперед и добиваться успеха.

МИНУСЫ

Воспитание свободой несет в себе существенные преимущества. Однако, как и любая система, она имеет погрешности. С какими же проблемами может столкнуться ребенок и какие трудности ожидают родителей, решивших воспитывать чадо либеральным стилем?

Баловство.

Поскольку многое позволено и практически нет запретов, малыши часто вырастают избалованными. Если внутри семьи родитель и ребенок смогли найти некий компромисс, то вне дома возникают проблемы. В детском саду, в школе, где установлена дисциплина и определенные нормы поведения, ребенка может встретить жесткая критика и нетерпимость к его шалостям.

Нет требовательности к себе.

На самом деле, дети любят правила и требования. Для них это своего рода маячки, по которым они ориентируются в мире взрослых и серьезных людей. Зачастую малыши, воспитанные свободой, не умеют быть требовательными к себе и от этого страдают. Столкнувшись с запретами и строгостью, они не понимают, чего от них хотят. Реальная действительность может вызвать в них агрессию.

Сложности в общении.

Свободная личность привыкает к тому, что близкие люди воспринимают его таким, каков он есть. Для ребенка это естественно. Он убежден, что весь мир должен принимать и любить его. Выслушивать детские доводы и рассуждения, считаться с мнением. Ожидая особого к себе отношения, ребенок сталкивается с сопротивлением, испытывает трудности в общении.

Завышенная самооценка.

Малыш наравне со взрослыми — это может сыграть злую шутку. Уверенность без труда перерастает в самоуверенность. Переоценивание собственных возможностей нередко приводит к краху в начинаниях. Результат — отсутствие признания обществом, непонимание, разочарование, депрессия.

Не всем подходит.

Есть дети, которым правила просто необходимы. Они плохо чувствуют границы «хорошо-плохо». Дезориентация приводит к баловству, капризам, детским истерикам, непониманию. Поскольку нет одинаковых детей, насколько оправдано применение «свободного» метода воспитания для всех без исключения?

Родители — не авторитет.

Родителям тяжело поддерживать авторитет в глазах малыша. Равноправие взрослого и ребенка стирают границы дозволенного. Ведь дети и балуются, и дерутся, значит и со взрослым так вести себя можно: не слушаться, кривляться, ударить. Однако ругать и наказывать ребенка — не соответствуют методу свободного воспитания. Договориться по-хорошему не всегда получается. Как быть?

Дорого.

Частные сады и школы, работающие по данной методике, стоят дороже обычных. Нанимать воспитателя на дом тоже недешево. Можно воспитывать дошкольника самостоятельно, но тогда придется пожертвовать доходом одного из родителя.

Трудно реализовать.

Отсутствие или удаленность специализированных учебных заведений затрудняют реализацию данного метода. Допустим, дошкольника воспитывать могут родители. Но далее ему предстоит пойти в школу. Учебные заведения государственного образца работают по другой методике. Специализированных школ недостаточно. Самостоятельно в полной мере реализовать свободное воспитание смогут лишь те родители, в округе которых функционирует «школа свободного стиля».

Нужно понимать, что единого для всех малышей метода воспитания быть не может. Помимо того, что дети разного пола, они еще отличаются по типу темперамента: меланхолики, флегматики, сангвиники, холерики, плюс их всевозможные комбинации. Невозможно создать универсальный способ решения задачи. Как нельзя придумать книгу, которую бы читали все, фильм, который бы удовлетворял интересы всего общества.

Скромным и застенчивым требуется больше свободы, шустрые холерики нуждаются в правилах, шалунам необходимы границы. Поскольку дети разные, то и метод, и приемы воспитания будут отличаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *