Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста

«Нельзя считать один пол совершение другого, так и нельзя их уравнивать»

Ж. Русо 

Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определенному полу.                                                                                                                     Гендерное воспитание направлено на:   

  •  освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,
  • освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,
  • овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.

Это чётко видно в играх детей дошкольного возраста: девочки играют в дочки-матери, укладывают кукол спать, готовят обед, лечат. Мальчики же устраивают гонки игрушечными машинками, строят башни и гаражи, стреляют из пистолетов. 

  Гендерное воспитание неотделимо от общего процесса воспитания ребёнка, оно является его неотъемлемой частью. 

 Конечно, в первую очередь родители и воспитатели должны ориентироваться на заложенные природой особенности нервной системы и черты характера ребёнка. Например, девочка может быть неугомонной заводилой и сорвиголовой, а мальчик – спокойным, тихим и робким.

Эти психологические особенности необходимо учитывать. Но при этом развивать и те качества, которые будут необходимы в будущем для выполнения гендерной роли. Будет прекрасно, если девочка, вырастая, сможет быть мягкой, милой, нежной в семье и амбициозной, настойчивой в карьере. Или мальчик будет целеустремлённым, активным, но при этом со спокойным, добрым и отзывчивым нравом. Суть гендерного подхода в воспитании состоит не только в понимании детьми качеств, присущих разным полам, но и в формировании толерантности у мальчиков и девочек по отношению друг к другу. Явными проявлениями гендерной идентичности ребенка являются игрушки и одежда, которую он стремится одевать. Если интерес к играм и одежде противоположного пола слишком выраженный, то следует обратить внимание на данный аспект воспитания ребенка. В последнее время специалисты рекомендуют подходить к вопросам гендерного воспитания детей комплексно. Их следует развивать всесторонне, прививая им качества обоих полов. Связано это с тем, что общество выдвигает немного другие требования к полам. Современные женщины вынуждены быть более решительными и действенными, а мальчики должны уметь сочувствовать другим. Так, в девочках воспитывается решительность, а в мальчиках терпимость и умение сопереживать. Имея признаки поведения, присущие обоим полам ребенку будет легче адаптироваться к требованиям современного мира. Важно при этом соблюдать баланс, так как размытие границ между мужскими и женскими качествами будет негативно влиять на социальное развитие ребенка.

Двух-трёхлетний малыш начинает осознавать, мальчик он или девочка, и старается вести себя в соответствии с полом. Кроме того, дети могут точно определить пол окружающих людей, в первую очередь, смотря на одежду и причёску.

Напомним, что в младшем дошкольном детстве ведущим видом деятельности является игра, которая вызывает качественные изменения в психике ребенка, именно в игре наиболее интенсивно формируется гендерная идентичность ребенка, происходит усвоение детьми гендерных ролей. Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, мы сосредоточили внимание на том, как организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует гендерным интересам ребенка и предпочтениям. В сюжетно-ролевых играх они усваивают основы гендерного поведения, малыш принимает на себя определённую роль и далее действует в соответствии с нею. По игре можно заметить существенное различие между мальчиками и девочками. Мальчики любят наполненные движением, шумные игры, в то время как девочки стремятся к играм на семейно-бытовые темы. В группе создаются  условия для таких мальчишеских игр, как «строители», «грузчики», «шофер», «пожарные», а для девочек нужно устраивать игры в «кукольный уголок», «салон красоты» со всеми соответствующими аксессуарами. Очень значимой педагогической задачей при совместном воспитании детей обоих полов является преодоление между ними разобщённости, организация совместных игр, где дети учились бы действовать сообща, но руководствуясь своими гендерными особенностями: девочки избирали бы для себя женские роли, а мальчики – мужские.

Не только воспитателям в детском саду, но и родителями при гендерном воспитании дошкольника полезно владеть следующими приёмами:

  • сюжетно-ролевой игрой на тему семьи;
  • уметь решать проблемные ситуации, имеющие этическое содержание;
  • проводить беседы, привлекая художественную и иллюстрированную литературу;
  • учить делать подарки для сверстников и родителей;
  • использовать дидактические игры на темы: «Я расту», «Что кому?», «Кто чем любит заниматься?», «Кем быть», «Я такой, потому что…», «Одень девочку, одень мальчика», «Чем мы отличаемся и что в нас общего?».

Гендерный подход в воспитании детей находит отражение и в жизни нашей группы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *