Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, сильными и крепкими. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших детей в младенчестве и дошкольный период, тем лучше они потом приспособятся к новым социальным условиям. Забота о формировании двигательных навыков ребенка, о достижении необходимого уровня ловкости, быстроты сил и других качеств является первоочередной задачей матери и отца еще задолго до поступления ребенка в школу. Физическое воспитание – составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка.
Когда родители вместе с детьми совместно занимаются оздоровительной физкультурой, это помогает решить целый ряд проблем: приучить ребенка к дисциплинированности, избежать появления сколиоза, повысить успеваемость в учебе. Хорошо то, что для этого не потребуется специальных тренажерных залов, поездок куда-либо. Нужно лишь немного свободного места, двадцать минут времени ежедневно и польза станет видна очень скоро.
В семейной физкультуре самое главное достижение – дополнительное общение детей и родителей в неформальной обстановке, когда папа с мамой могут быть тренерами. Психологи советуют родителям чаще общаться с детьми, в особенности в нестандартной обстановке. Плюс и в том, что дети и в дальнейшем будут иметь желание заниматься физкультурой и своим здоровьем.
Физкультура при регулярном ее выполнении способствует активизации памяти и мозговой деятельности, что также будет плюсом для учебы в школе. Такие проблемы, как сколиоз или плоскостопие также могут уйти при регулярных упражнениях.
Родителям, решившим заняться с детьми упражнениями, следует знать об основных правилах поведения:
– не настаивать, но создать атмосферу, при которой ребенку самому будет интересно заниматься, а ведь дети так любят копировать поведение взрослых;
– занятия утром разбудят тело, а вечерняя гимнастика снимет дневную усталость;
– следить за временем занятий, дети не сразу понимают, что переутомились, они очень активны. Норма – от 10 до 20 минут физкультуры.
– могут появляться упражнения, которые делать хочется и которые нет. Тем не менее нужно соблюдать баланс, дабы не навредить организму;
– детям свойственна переоценка своих физических возможностей. Появление травм приведет к негативному отношению детей к гимнастике и спорту. Родителям следует со всем вниманием следить за интенсивностью занятий и нагрузкой у детей, а также за уровнем сложности упражнений.
Утренняя гимнастика- это комплекс упражнений, которые настраивают, заряжают всю семью положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день.
Утренняя гимнастика способствует:
· устранению некоторых последствий сна
(отечности, вялости, сонливости);
· увеличению тонуса нервной системы ребенка;
· усилению работы основных систем организма;
· оздоровлению организма в целом;
· развитию физических качеств и способностей детей;
· закреплению двигательных навыков.
Благодаря утренней гимнастике, вы плавно и одновременно быстро повысите умственную и физическую работоспособность малыша, улучшите настроение и подготовите его к нагрузкам предстоящего дня.
Наиболее подходящие упражнения для утренней гимнастики:
упражнения на потягивание; различные виды ходьбы; общеразвивающие упражнения (наклоны, повороты, приседания, выпады, вращения в суставах и т. п.); упражнения на гибкость; танцевальные движения; бег трусцой и легкие прыжки; дыхательные упражнения.
Лучше начать утреннюю гимнастику с потягивания в постели, а затем потягивание стоя. Не забывайте, что помещение должно быть проветрено.
Утреннюю гимнастику можно превратить в игру, в которой все упражнения будут связаны единым сюжетом, например
«Пробуждение кошечки».
1) Поглаживание (будим ребенка нежными поглаживаниями, приговаривая ласковые слова)
2) Потягивания. Ребенок потягивается, лежа на спине. Встает с кровати и тянет руки вверх.
3)Ходьба. Ребенок имитирует ходьбу кошки: идет, крадется.
4) Общеразвивающие упражнения. Кошечка танцует под музыку.
* «Хлопки» – поднять руки над головой, хлопнуть
* «Повороты»- поворот туловища вправо, сказать «Вот!», то же влево.
* «Притопы» – поднять правую ногу и притопнуть, сказать «Топ!», то же с левой ноги.
* «Пружинки»- стоя, руки на поясе – полуприседания на месте.
* Дыхательные упражнения – ходьба по комнате, руки вверх, вниз, дыхание через нос.
Делая утреннюю гимнастику ежедневно, вы обеспечите себе и малышу прилив бодрости и сил.
Советы родителям
по организации игровой деятельности детей в семье:
Важно лишь одно: не жалеть времени на игру с ребенком, уметь придумать сюжет, роли, уметь подыграть ребенку, разбудить его воображение.
► Вступать в совместную игру можно только по желанию ребенка.
► В процессе игры важно развивать творчество ребёнка, побуждая его придумывать различные сюжеты и воплощать их.
► Уделяя время поиграть с ребёнком, не жалейте слов на похвалу. Похвалите ребенка, если он придумал что-то новое, создал интересную игровую ситуацию, собрал сложный узор из мозаики, построил модель из конструктора.
► Практиковать многодневные игры, стремиться удерживать сюжет игры и взятые на себя роли и не «соскальзывать» на привычные отношения.
► Выступая равным ребенку партнером в игре, признавать его право на переживание, эмоциональные реакции, чутко реагировать на социальные потребности.
► Не поучать детей во время игры и не давать им никаких указаний и оценок.
► Учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент, опыт.
► Не критиковать ребёнка, способствовать максимальному самовыражению в игре; взяв на себя роль, одновременно быть самим собой. Действуя в роли, раскрывать ее многофункциональность (мама ухаживает за ребенком, готовит обед, ходит на работу и т.д.), ее отношение с другими ролями (реальными и фантастическими).
► Широко использовать сюжетную игру и её элементы в бытовых семейных ситуациях (например, автобус, а папа с сыном – водитель и пассажир).
► Планомерно обогащать опыт ребёнка. В быту, на прогулке, во время просмотра телевизионных телепередач, чтения книги, рассматривания иллюстраций ребёнок усваивает назначение предметов, смысл действий людей, сущность их взаимоотношений.
► Организовывать с ребёнком игры с различными материалами (водой, песком, глиной), развивающие игры.
► Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение. Доказано, что они улучшают физическое развитие, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье.
► В играх воспитываются основные физические качества: сила, быстрота, ловкость и т. д.
► Уважаемые родители – помните, что для ребенка большое значение имеет как сама игра, так и ваше участие в этой игре.
► Будьте здоровы!
Материал подготовила Кан С.А., воспитатель